16558759.jpg

Жан Пруве (1901-1984) – французский дизайнер-модернист, конструктор, инженер и архитектор, который прославился созданием функциональных сооружений. Он проектировал актуальные для послевоенного времени сборные дома, конструировал мебель из стали и фанеры, собственноручно выполняя в материале первые экземпляры своих изобретений. Пруве отрицал эстетику как самоценность и признавал скупую функциональность. Поставил на поток изготовление мебели для наполнения общественных и жилых сооружений.

Годы обучения

Жан Пруве вырос в творческой семье: мать Мари Дюамель была пианисткой, а отец Виктор Пруве – живописцем, скульптором и гравером, одним из основателей художественной школы в Нанси. Эта студия и стала первым этапом в образовании Жана, хотя, творческие принципы будущего дизайнера были иными. Виктор Пруве и выпускники школы отдавали предпочтение стилю ар нуво, в то время как Жан с самого начала отрицал чистую эстетику, отдавая предпочтение строгой полезности.

Окончив художественную школу, Жан Пруве продолжил обучение в мастерской кузнечного дела. Пристрастие к металлическим конструкциям, составившим основу построек и предметов мебели, он сохранил до конца жизни.

На формирование личности Пруве оказал влияние французский архитектор Ле Корбюзье (Le Corbusier) , с которым Жану удалось некоторое время сотрудничать. От своего наставника Пруве воспринял общую концепцию архитектурного творчества, которую отличает социальная наполненность, принцип свободного плана, плоские крыши-террасы, а также, удивительное сочетание рационалистичности и иррационализма.

Начало творческого пути

После окончания обучения Пруве открыл собственную мастерскую, которая вскоре приобрела статус крупного производства. Здесь он проектировал и воплощал в жизнь столы, стулья, кровати и другую функциональную мебель для домов обычных людей, а также для школ, фабрик, заводов и других общественных сооружений.

В 1930-е годы Пруве принимал активное участие в выставках вместе со своими единомышленниками, вошедшими в Союз современных художников. В этот период он создал легендарные дизайнерские творения, среди которых кресло Grand Rapos, школьная парта с двумя сиденьями, садовая мебель для выставочного павильона (совместно с Ж.Андре). Особую страницу творчества составляет Standard chair (1934), деревянный стул с жестким сиденьем, который создан из стального каркаса и листовой фанеры. Он является образцом конструктивизма и визитной карточкой Пруве-дизайнера.

В военные годы Пруве разработал барак, который состоял из велосипедных рам и кухонных плит. Сооружение собиралось всего за три часа. Дизайнер изготавливал дома для бездомных и беженцев, используя в качестве строительного материала фанеру и модульные деревянные панели. Жан лично принимал участие в военных действиях в период немецкой оккупации. Авторитет Пруве был настолько велик, что после войны он был избран мэром Нанси.

Послевоенный период

Во второй половине 1950-1960-х годов Пруве продолжал экспериментировать со сборно-разборными конструкциями. Он открыл фабрику, право собственности на которую разделил со всеми рабочими предприятия. Также, Жан работал над проектами павильона парижской обсерватории (в соавторстве с А. Ремонде), стандартизированных и тропических домов (совместно с братом Анри) и других сооружений.

Особой страницей биографии стало создание дизайна собственного дома, строительством которого Пруве занимался после краха его фабрики. Основу одноэтажной постройки обеспечили стальные конструкции. Интерьер дома отличался строгостью, мебельное наполнение составили творения дизайнера. Отсюда, сквозь остекленные стены гостиной комнаты, открывались панорамные виды на родной город Пруве – Нанси.

В этот период дизайн мебели для интерьеров жилых домов становится еще более разнообразным. Простота линий и форм отличает круглый дизайнерский стол Gueridon (1949) и его версию с прямоугольной столешницей. Этот обеденный стол для кухни позже был выполнен в разных материалах, размерах и оттенках. Лаконичный дизайн присущ модели письменного стола Compas (1953) и уже более полувека он не теряет своей популярности. Плавностью изгибов привлекает стул-кресло Anthony (1946), который гармонично вписывается в жилой интерьер.

Жан Пруве проектировал столы, стулья и кресла для кухни, гостиной и спальни. Он создавал мебель для общественных сооружений, будь то школы, университеты или фабрики. Будучи одним из ведущих дизайнеров Европы, Пруве называл себя фабричным рабочим. Он создавал мебель для простых людей, к которым относил и самого себя. Сегодня творения Жана Пруве являются гордостью ведущих музеев мира и частных коллекционеров, а авторские экземпляры выставляются на крупных аукционах.