Ludwig Mies van der Rohe – архитектор-модернист, жизнь и творчество которого была связана с европейской и американской культурой. Он проектировал здания, используя новейшие материалы и технологии, уделял внимание внутреннему пространству сооружений. В этом он реализовался как дизайнер, создавший культовые модели мебели, невероятно востребованные в современном интерьере.

Начало пути

Людвиг Мис ван дер Роэ родился в 1886 году в Аахене. В тихом и уютном городке он учился в ремесленной школе и работал в качестве каменотеса. Природные материалы и способы их обработки были знакомы ему с детства.

Позже он переехал в Берлин, сменив небольшой провинциальный город на столицу с ее насыщенной культурной жизнью. Здесь он работал под началом Бруно Поля, который был дизайнером интерьера. Интерес к оформлению внутреннего пространства зданий и дизайнерское мышление во многом сформировались в этот период и значительно повлияли на его дальнейшее творчество.

Собственный стиль мастера сформировался под воздействием другого мэтра – Питера Беренса, под началом которого работал в молодые годы Ле Корбюзье и другие известные архитекторы. Наиболее значимым в этот период стало участие Людвига Миса в проектировании немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге и руководство строительными работами по возведению этого сооружения (1911-1912 гг.)

В этот же период Людвиг Мис обрел свое имя за счет аристократической приставки «ван дер» и фамилии матери – «Роэ». Это сблизило сына ремесленника с берлинской элитой, для которой он строил дома, и помогло в дальнейшем укреплении собственного бренда.

Немецкий архитектор-модернист

Новаторские архитектурные решения появились в творчестве Людвига Мис ван дер Роэ уже в начале 1920-х годов. Связаны они были с использованием стеклянного фасада и металлического каркаса. Так, архитектор спроектировал небоскреб Friedrichstrasse, определивший начало модернистского этапа.

Самой известной работой в этот период стал павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929 г.), для которого Людвиг спроектировал не только архитектурное решение, но и интерьерное наполнение: натуральный мрамор в отделке стен, мебель. Это творение стало классикой модернистской архитектуры ХХ века. Теперь увидеть его можно в реконструированном варианте – здание обрело свое второе рождение в 1986 году. Созданный в этот же период проект Виллы Тугендгат (1930) в Брно так же основан на использовании стекла и металлокаркаса, определившего основу творческого почерка мастера.

Последующие годы жизни в Германии были связаны с руководством знаменитой школой Баухауз, куда Людвиг пришел уже сформировавшимся мастером. В академической должности архитектор пробыл всего три года в связи с закрытием учреждения по политическим причинам.

Американский новатор

Новый этап в творчестве Людвига Мис ван дер Роэ начался в 1938 году, когда архитектор переехал в США. Здесь, в Чикаго, он проектировал небоскребы, определившие облик высотных офисных зданий всего мира. Дом для семьи Франсуорт, университетский городок в Иллинойсе, комплекс IBM и Сигрем-билдинг стали основной интернационального стиля.

Находясь вдали от Родины, Людвиг не забывал о своей стране. В 1961-63 году он занимался проектированием здания Новой национальной галереи, а затем лично руководил строительными работами. Музей был открыт в 1968 году и стал олицетворением достижений Западной Германии. Одноэтажное здание имеет стеклянный фасад, а также мощное перекрытие, основанием которого стали столбы, вынесенные за красную линию. Позже эту постройку назовут Парфеноном ХХ века, а самого архитектора будут считать гордостью немецкой культуры.

После смерти маэстро была организована архитектурная премия, призванная поддерживать лучшие проекты Европы. Имя Людвига Мис ван дер Роэ широко известно по всему миру, а его архитектурные и дизайнерские работы до сих пор являются эталонными произведениями искусства.

Диваны Barcelona

Классикой мебельного дизайна ХХ столетия стали диваны, спроектированные Людвигом Мисом для павильона Германии. Эта коллекция обрела имя по названию города, где проходила всемирная выставка, а вместе с именем – и долгую жизнь, которая продолжается по сей день.

В самом же павильоне Barcelona-chair были представлены в виде двух кресел, уподобленных трону короля и королевы Испании. Как и архитектурные сооружения маэстро, они имели металлический каркас. Но для максимального удобства они оснащены мягкой обивкой из итальянской натуральной кожи. Каретная стяжка кресла, ассоциируемая с обстановкой королей, еще больше добавляет аристократизма и элитарности.

Помимо кресел в интерьере присутствовали оттоманки с металлическими ножками и мягким сиденьем. Их можно использовать и как самостоятельный пуф, и как подставку под ноги. Здесь же размещался журнальный столик со столешницей из стекла, гармонично продолжающий тему металлических и стеклянных конструкций, составивших основу архитектурного творчества мастера.

Эта мебель идеально соответствовала индивидуальному стилю автора, потому в разных цветовых и модельных вариантах присутствовала и в других проектах Людвига. Белые, черные, коричневые и даже зеленые диваны составляли наполнение его архитектурных шедевров.

Сегодня оригинальные модели такой мебели стали музейными экспонатами, а немногочисленные образцы частных собраний стоят баснословных денег. Купить диван Барселона, также как и прозрачный стол и оттоманки можно в интернет-магазине дизайнерской мебели «Multiform» и создать роскошный интерьер дома, офиса или ресторана.

Гений проектного творчества Людвиг Мис ван дер Роэ рассматривал архитектуру как часть эпохи, но при этом создал образцы, ставшие эталонами архитектурного творчества последующих поколений. Он сравнивал тектонику зданий с анатомией человека, где костями служит металлоконструкция, а кожей – стекло. Маэстро очень избирательно относился ко всем деталям и вкладывал глубокий смысл в свои постройки. Его знаменитый афоризм – «Меньше – это больше» как нельзя более точно отражает творческое кредо мастера.