skandinavskie_stolpi_skandinavsky_stil_berlogos__22.jpg

Знаменитый дизайнер и архитектор середины ХХ столетия Ээро Сааринен предложил миру новую концепцию архитектурно-пластической формы. В творчестве Сааринена модерн граничит с конструктивизмом, символизм с экспрессивностью, рационализм с ярко выраженной индивидуализацией.

Начало творческого пути

Творческая жизнь Сааринена была недолгой, но стремительной. Он родился в 1910 году в Финляндии. Его отец был архитектором, мать – скульптором, потому об искусстве и творчестве он знал не понаслышке. Семья Саариненов переехала в Америку, когда Ээро было 13 лет. Здесь и сформировалось его мировоззрение и произошло профессиональное становление.

Не сразу сумев сделать выбор между скульптурой и архитектурой, Сааринен учился поочередно тому и другому искусству – скульптуре в Париже, архитектуре в Йельском университете в Америке. Прочувствовав работу с пластической формой и обучившись архитектурному проектированию, Сааринен сумел совместить столь разные виды творчества, придавая невероятную скульптурность архитектурной форме.

Долгое время, уже будучи профессиональным архитектором, Ээро Сааринен оставался под влиянием творческого метода отца, Элиела Сааринена, развивавшего традиции финской архитектуры начала ХХ столетия. Коренным образом преобразились работы Ээро после смерти Сааринена-старшего, случившейся в 1950 году. Последнее десятилетие жизни – самый плодотворный период творческой биографии мастера, когда он создал свои главные архитектурные и дизайнерские произведения.

Архитектор Сааринен

Первой известной работой Сааринена-архитектора стал ансамбль, спроектированный для «Дженерал-моторс» (1951-1955), названный критиками «промышленным Версалем». Для Америки этот проект имел огромное значение. На церемонии открытия сооружения выступил президент США Д. Эйзенхауэр. Портрет Сааринена на фоне плана архитектурного ансамбля опубликовал на обложке журнал Time. В 2014 году этот комплекс был включен в список Национальных исторических памятников. Все это подтверждает признание гениального творения архитектора.

Новаторское видение пространства продемонстрировал архитектор при создании часовни Массачусетского технологического института (1955). Круглое в плане здание с глухими стенами особенно примечательно интерьером, где сквозь круглое окно в потолке лучи солнца освещают беломраморный алтарь. Эффект божественного света, словно льющегося с небес, усиливает металлическая гирлянда работы Гарри Бертойя.

Пластичность архитектурной формы и увлеченность принципами «органической архитектуры» демонстрируют здания аэропорта в Нью-Йорке, аэропорта в Вашингтоне, хоккейного стадиона Йельского университета. Имея собственную концепцию, воплощенную в творчестве и сформулированную в статьях и выступлениях, Сааринен огромное значение придавал эмоциональной и психологической функции архитектуры.

В поздний период Сааринен проектирует здание посольства США в Лондоне, здание радиовещательной компании для CBN в Нью-Йорке, в которых он отказался от криволинейных форм в пользу простых геометрических объемов.

Опыт создания монументальных произведений нашел воплощение в грандиозной арке «Ворота Запада» (Сент-Луис, 1965), спроектированной в 1947 г. На высоте 192 метров оборудована смотровая площадка, откуда открывается вид на город и окрестности.

Дизайнер Сааринен

Ээро Сааринен – это целая эпоха в предметном дизайне середины ХХ столетия. Вдохновляясь природными образами, Сааринен создал культовые коллекции мебели. В сотрудничестве с Чарльзом Эймсом, он спроектировал модель Organic и собственноручно выполнил его из гнутой фанеры. Для мебельной компании Knoll разработал ставшее легендарным Grasshopper Chair, в котором задние ножки переходят в подлокотники, напоминая лапки насекомого. По заказу Флоренс Кнолл создал кресло Womb, которое словно обволакивает сидящего, рождая чувство защищенности и безопасности.

Самым известным творением дизайнера стала коллекция «Тюльпан», которую составили стол и крутящиеся кресла на изящной ножке. Eero Saarinen style tulip armchair – эталон тонкого вкуса и вневременного стиля, вдохновленного органическими формами.

Ээро Сааринен – одна из центральных фигур в архитектуре и мебельном дизайне прошлого века. Его творения получили высокие награды, дизайнерские работы заняли почетное место в крупных музеях мира. Созданные им образы вдохновляют современных художников, рождая целое направление органического дизайна XX-XXI столетий.